Кайт инструкции

Как настроить кайт  

Азы кайтбординга — Как настроить кайт? 

Наиболее важное, то чему ты должен научиться самостоятельно — как настраивать свой кайт. Если кайт настроен неправильно, то летать он будет, мягко говоря, не очень, кроме того, он может травмировать тебя или кого-нибудь друг ого…

Азы кайтбординга — Как настроить кайт? 

Наиболее важное, то чему ты должен научиться самостоятельно — как настраивать свой кайт. Если кайт настроен неправильно, то летать он будет, мягко говоря, не очень, кроме того, он может травмировать тебя или кого-нибудь друг ого. В этой статье мы рассмотрим важные моменты в настройке различных типов кайтов. Если ты прочитаешь эту статью, то легко сможешь настроить свой кайт.
Настройка надувного кайта C -типа (например JN Primadonna )
1) Проверь бар:

Ты должен проверить бар. Если ты не проверишь, то у тебя могут возникнуть необъяснимые проблемы с управлением. Понятное дело, что не стоит во всем обвинять экип, но не правильно настроенный кайт — наиболее часто встречающаяся проблема. В целом, все 4 или 5 строп кайта должны быть одинаковой длины (если их соединить в одной точке). «Темная лошадка» в этом случае — пятая стропа. Длина поводка на передней кромке определяет длину 5-ой стропы. Важно чтобы центральные и задние стропы при установленном чикенлупе и стропы дипауэра были одинаковой длины, если их натянуть и свести в одной точке. Если задние стропы слишком короткие, то они будут тормозить кайт, и он будет падать назад задней кромкой (сваливаться). Если задние стропы слишком длинные, то кайт не будет держаться в воздухе, точнее будет всегда стремиться на порывах вылететь за пределы ветрового окна, где он потеряв тягу упадет или будет крайне слабо подчиняться командам райдера. Если пятая стропа слишком длинная — система безопасности не будет работать должным образом (возможно наличие значительно тяги после активирования системы безопасности если не правильно настроить стоппербол, не забывайте регулировать его на земле), если она будет слишком короткой, то кайт будет вылетать вперед ветрового окна, и не будет создавать тяги. Т.е. нужно найти идеальное среднее положение, чтобы 5-я стропа и не сильно провисала и в тоже время не была перетянута.

Посмотри на концы кайта:

По концам C-кайта можно многое определить. Необходимо стараться, чтобы концы крыла были параллельны направлению ветра (параллельны друг друг у). Если концы сильно загнуты во внутрь кайта, то это говорит о чрезмерном натяжении задних строп. В этом случае кайт «душится» и склонен к сваливанию задней кромкой. Задушенный кайт — одна из самых частых проблем при настройке кайта, по этому если кайт падает назад в ветровое окно или концы кайта загнуты, то возможно это как раз тот самый случай. Чтобы решить эту проблему ты можешь:
• удлинить задние стропы воспользовавшись регулировочными узлами,

• укоротить центральные стропы воспользовавшись регулировочными узлами
• или затянуть ремень деповера тем самым также укоротив центральные стропы (это самое худшее решение, так как в этом случае ты ограничиваешь свой верхний ветровой диапазон, а это может быть опасно).
Одним словом, тебе нужно ослабить натяжение задних строп.

Как проверять правильность настройки:

Чтобы правильно настроить кайт, тебе нужно протестировать связку бар+кайт. Бары и кайты различных производителей обычно взаимозаменяемы, если конечно их правильно настроить. Итак, для начала проверь, чтобы все стропы были одинаковой длины. Когда ты запустишь кайт, то поймешь, правильно ли он настроен. Тестированием лучше всего заниматься при ветре не более 5 м/с. Такого ветра хватит, чтобы кайт стабильно держался в небе, но с тобой ничего особенного не произойдет, если кайт настроен неправильно. Если ты будешь пилотировать кайт при слабом ветре, то не только убедишься в его правильной настройке, но и сможешь отработать такие важные навыки как самостоятельный запуск и приземление.

Настройка SLE кайтов со стропной системой на переднем баллоне например Monkeykites Griffin 
Проверь бар:

Из-за своей конструкции SLE кайты могут использоваться как с обоими 4-х и 5-ти стропными барами ( Advance Kondor , JN Wild Thing II ) так и только с 4-х стропными (например Monkeykites Griffin ). Планки управления используемые для SLE кайтов и кайтов С-типа абсолютно одинаковы, единственное отличие состоит в том что стропа дипауэра у SLE кайтов, как правило, длиннее, поэтому ход планки становится больше, что позволяет практически полностью гасить энергию кайта. Стропная система на переднем баллоне SLE кайта позволяет задней кромке больше подниматься и соответственно полнее сбрасывать тягу при отведении бара. Настройка такого бара аналогична настройке обычных кайтов с-типа: при присоединенном чиккен лупе все четыре стропы должны быть одинаковой длины.

Как проверить настройку:

В случае с SLE кайтом немного труднее понять правильность его настройки — концы кайта сильно завалены назад. Заваленные концы кайта не говорят о чрезмерном натяжении задних строп, как в случае с C-кайтом, по этому визуально трудно оценить — правильно он настроен или нет. Если ты перетянешь задние стропы, то при запуске кайт начнет сваливаться задней кромкой. Чтобы предотвратить сваливание задней кромкой, ты должен отвести от себя бар (если этого окажется недостаточно, то дополнительно потянуть за центральные стропы). Правильно настроенный кайт спокойно стоит в нейтральном положении, когда бар отведен на 15 см от чиккен лупа. Как и в случае с С-кайтом — основная ошибка — чрезмерное натяжение задних строп. Лучше всего для кайтов обоих типов чтобы передние стропы были натянуты немного сильнее, чем задние.

На рисунке:

1 — Так выглядит правильно разгруженный кайт с ослабленными задними стропами.

2 — Пример идеально настроенного кайта. Стропы натянуты одинаково.

3 — Когда ты перетягиваешь задние стропы, концы кайта завалены назад, кайт становится нестабильным.

Правила безопасности от FKA.

Нижеприведенные идеи представлены для увеличения безопасности кайтбордеров и сторонних людей, снижения жалоб и попыток сберечь наше право на катание. Эти идеи были получены при анализе более 100 несчастных случаев, произошедших по всему миру за последние несколько лет. Многие из этих несчастных случаев могли не произойти, если бы у катающихся было немного больше знаний, и они были бы более осторожны. Кайтборд может быть опасным для райдера и посторонних, особенно без правильных тренировок, защитного снаряжения, знаний и предостережений.
ВНИМАНИЕ: Райдеры должны понимать, что несчастные случаи, травмы и даже смерть могут происходить даже при соблюдении этих правил из-за «экстремальной» природы кайтбординга. Кайты могут развивать существенную тягу с минимальной из-за внезапных порывов ветра, неправильной строповки, неправильного управления и т.п., в результате чего кайт может потащить и/или поднять вверх, возможно за короткий промежуток времени, за который райдер не успеет эффективно среагировать. И НЕТ, тебе не всегда достаточно будет просто отпустить кайт или полностью отдать деповер — это видно из исследования несчастных случаев. Твоя возможность безопасно разгрузить кайт и управлять им в чрезвычайной ситуации будет сильно зависеть от уровня твоей техники, подготовленности и надежности твоего оборудования.
Общие правила безопасности.
1. ПОМОГАЙ ДРУГИМ КАЙТЕРАМ.
С готовностью помогай другим райдерам с запуском и приземлением, используя согласованные визуальные и голосовые средства коммуникации. Начинающий ты или уже почти профессионал, твоя помощь может помочь избежать серьезных инцидентов/несчастных случаев и возможных последующих ограничений. При этом НИКОГДА не бери стропы летающего или нагруженного кайта. Вступи в местную ассоциацию или клуб или объединись с местными райдерами чтобы попробовать сохранить доступ к кайтборду. Если ты видишь, что кто-то ставит под угрозу будущее кайтбоардинга в вашей местности своими неправильными действиями, возьми несколько друзей и дружески с ним поговори, укрепите его интерес к твоим опасениям. Только райдеры ответственные за свою безопасность и безопасность сторонних лиц достойны уважения и подражания. Если ты новичок в этой местности или в гостях, ДО катания найди местных райдеров, магазины и/или ассоциации чтобы получить руководство и рекомендации. Не разрушай то, что есть у местных райдеров.

2. ВОЗЬМИ УРОКИ У ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНСТРУКТОРОВ.

Кайтбордеры, особенно новички должны получить правильные, качественные профессиональные инструкции. Начинающие должны избегать людных мест, поскольку навык контроля кайта только развивается. Начинающие должны стартовать на расстоянии не меньше 60 метров от берега и всегда избегать охраняемых или огражденных пляжей. Будь осторожен с выбором области запуска и не ленись проехать или пройти чуть дальше в поиске идеальных условий. Обучайся осторожно, при ветрах не более 15 узлов (~8 м/с), в этом случае ты будешь быстрее и более безопасно развивать навыки. Многие райдеры травмировались, выбирая плохие условия для запуска, в то время как более безопасные были довольно близко. Будь особенно осторожен в новых условиях и в НАЧАЛЕ и КОНЦЕ сезона катания. В эти периоды происходит много несчастных случаев, даже у опытных райдеров. В кайтбординге, ДИСТАНЦИЯ ТВОЙ ДРУГ, по этому используй ее!

3. КАТАЙСЯ, УЧИТЫВАЯ СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ.
Знай ограничения своего оборудования и себя. Если ты не здоров на 100% или СОМНЕВАЕШЬСЯ В СВОИХ СИЛАХ — НЕ ЛЕТАЙ! Тебе должно быть комфортно при данных условиях и твоем оборудовании, иначе не запускай кайт и отложи полеты на другой день. Всегда оставляй запас энергии при катании. Регулярно отдыхай и носи правильную одежду, чтобы предохраниться от случайного переохлаждения в воде. Кайтбординг в холодной воде требует дополнительных предосторожностей по сравнению с теплой водой, выходящих за рамки это руководства. Не катайся в одиночку или далеко от берега, если не в состоянии доплыть до него.

4. ИСПОЛЬЗУЙ ТРАПЕЦИЮ, СИСТЕМУ БЫСТРОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ, ШЛЕМ, ПРОТИВОУДАРНЫЙ ЖИЛЕТ.

Убедись, что у тебя есть правильное защитное снаряжение, такое как тестированный, хорошо настроенный разгрузочный ремень (трапеция), надежно закрепленный на твоем теле, хороший удобный шлем, противоударный жилет, перчатки, свисток и стропорез. Многие смерти в кайтборде происходят из-за травм головы. Хороший шлем МОЖЕТ предотвратить или ослабить травму и увеличить шансы на выживание при многих, но не обязательно всех ударах. Шлем НЕ оправдывает небрежность при кайтбординге. Регулярно тестируй и обслуживай чиккен-луп и систему отстрела кайта. Полагаться на самостоятельное отцепление от бара НЕНАДЕЖНО как показывает опыт несчастных случаев. Райдер должен понимать и принимать что в чрезвычайной ситуации, это быстрое отцепление МОЖЕТ БЫТЬ НЕДОСТУПНО или будет не правильно функционировать в критичные секунды происшествия. Для райдера на первом месте должно стоять избегание опасных ситуаций и отработка навыков освобождения от кайта постоянными тренировками.

5. ЗАПУСКАЙ, КАТАЙСЯ И ПРИЗЕМЛЯЙ КАЙТ ДОСТАТОЧНО ДАЛЕКО ОТ ПОСТОРОННИХ ЛЮДЕЙ.
ВСЕГДА давай дорогу людям на пляже и в воде. Будь учтив и вежлив с посторонними. Жалобы часто ведут к запретам и ограничениям кайтбординга. НИКОГДА не запускай кайт, не катайся и не приземляй кайт выше по ветру от расположенных рядом посторонних людей. Старайся поддерживать 100 метровую буферную зону от посторонних.

6. ОСТЕРЕГАЙСЯ ПОГОДЫ.
Прогноз погоды и текущая погода приемлемы? Отсутствуют штормовые тучи и чрезмерные порывы ветра? Море и ветер соответствуют твоему опыту, навыкам и подходят к твоему оборудованию? Новички должны практиковаться при слабых, боковых ветрах или ветрах вдоль побережья. Молнии могут бить за много километров от штормовых туч. Изучай нестабильную погоду в твоей местности и старайся избегать шквалов и штормов благодаря информации полученной из ТВ, радио и Интернет. Предусмотрите аварийное оповещение и сигналы флагов для предупреждения о нестабильной погоде.
Предполетные проверки.

1. ИСПОЛЬЗУЙ ХОРОШИЕ МЕСТА ЗАПУСКА.
Убедись, что твое место запуска открыто, СВОБОДНО ОТ ПОДВЕТРЕННЫХ ПОСТОРОННИХ, твердых объектов, лежащих рядом со стропами с, строений, стен и т.п. на расстояние не меньше 100 метров, и предпочтительно больше при сильных ветрах. Слишком многие райдеры разбивались о стены, припаркованные машины, деревья когда места с более приемлимыми условиями были расположены совсем рядом. Некоторым райдерам может понадобиться подветренная область, превышающая 200 метров чтобы восстановить контроль, если их тащит или отрывает при сильном ветре. Избегай кататься рядом с аэропортами и в областях с расположенными низко летными трассами, жалобы приведут к запрету катания. Никогда не прыгай на пути низколетящего самолета и переводи кайт в самое низкое положение при первых признаках приближающегося самолета.

2. ВЫБИРАЯ РАЗМЕР КАЙТА ОРИЕНТИРУЙСЯ НА ДРУГИХ РАЙДЕРОВ!
Смотри, какой размер кайта используют другие кайтеры и проконсультируйся у них о причинах выбора этого размера. Старайся выбирать кайт из нижней – средней части ветрового диапазона. Не используй кайт слишком большого размера для текущих условий и принимай советы более опытных райдеров. Отказываясь от благоразумного совета, ты можешь получить серьезную травму или даже погибнуть. Если у тебя не достаточно маленький для запуска кайт, НЕ ЗАПУСКАЙ ЕГО!

3. ПРОВЕРЬ И ОТРЕМОНТИРУЙ СВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДО ПОЛЕТОВ.
Проверь ВЕСЬ кайт, стропы на износ и истирание, бар, лишь безопасности. Если на стропах разорвана оплетка или есть узлы, замени их. Проверь и протестируй систему быстрого освобождения. Часто, в уме и в жизни репетируй быстрое освобождение в воображаемых опасных ситуациях. Следи за тем, чтобы стропы были одинаковой длины, так как они неравномерно растягиваются при использовании. Небрежность при ремонте оборудования недопустима, обратись к опытному мастеру. Чтобы ты не делал, снаряжение должно иметь запас прочности для любых условий.

4. ИЗБЕГАЙ ЗАПУСКА КАЙТА В ОДИНОЧКУ.
Самостоятельные запуски и приземления НЕ рекомендуются и должны особенно избегаться при сильных ветрах. Производи запуск с помощью опытного ассистента, используя звуковые и визуальные сигналы. Если ты запускаешь кайт в одиночку, убедись, что он хорошо зафиксирован песком во избежание преждевременного взлета кайта. Никогда не проси неопытных зевак помочь тебе запустить кайт или приземлить его. Некоторые райдеры получили травмы, сделав эту простую ошибку. Готовь кайт сам, перед самым катанием и запускай его без задержки и только ПОСЛЕ ТЩАТЕЛЬНОЙ ПРЕДПОЛЕТНОЙ ПРОВЕРКИ КАЙТА, так как тяжелые несчастные случаи на этой стадии происходили в считанные минуты. Если ты оставляешь кайт без присмотра, сверни стропы, спусти переднюю кромку кайта и сверни его в рулончик. Лучше всего убрать кайт в сумку, чтобы не подвергать его воздействию ультрафиолета и предотвратить возможные повреждения.

5. ПЕРЕКРЕЩЕННЫЕ СТРОПЫ КАЙТА МОГУТ ИСПОРТИТЬ ТВОЙ ДЕНЬ.
Запуск с перекрещенными или зацепившимися стропами покалечил довольно много кайтеров, поскольку кайт в таких случаях имеет тенденцию взлетать на очень высокой скорости, таща за собой райдера или поднимая его вверх быстрее, чем он может среагировать. Пройди вдоль строп и тщательно проверь их. Подними бар вверх и тщательно осмотри стропы на предмет сплетений, запутываний или зацеплений что может сделать кайт опасно бесконтрольным. Держа бар вверху, осмотри стропы, потряси бар, чтобы убедиться, что центральные стропы присоединены к переднему краю кайта. Будь особенно осторожен, неспешен и методичен при сильных ветрах. Установка соединений “Защита от дурака” на большинство кайтов и строп производится легко и должна быть установлена на все твои кайты и бары.

Запуск и движение.

1. ЗАПУСКАЙ И ПРИЗЕМЛЯЙ КАЙТ ОТЦЕПЛЕННЫМ С ХОРОШЕЙ БУФЕРНОЙ ЗОНОЙ.
Избегай находиться с прицепленным к трапеции кайтом на берегу или рядом с твердыми объектами. Практикуйся ЗАПУСКАТЬ И ПРИЗЕМЛЯТЬ КАЙТ «ОТЦЕПЛЕННЫМ». Затяни регулятор деповера полностью (или до точки позволяющей кайту стабильно лететь при текущих условиях ветра) для того чтобы разгрузить кайт перед запуском. Держи кайт только руками имея возможность мгновенно освободиться от него при необходимости. Всегда удерживай свободную минимальную буферную зону, особенно когда еще не прицеплен. Физически и морально будь готов в любой момент справиться с чрезвычайной ситуацией, даже если придется бросить бар. Присоединяйся к системе быстрого освобождения, только когда достаточно далеко отошел от берега.

2. ДЕРЖИ КАЙТ НИЗКО НАХОДЯСЬ НА БЕРЕГУ!

Старайся избегать неконтролируемых прыжков. НЕ поднимай кайт выше 3-6 метров от земли и НИКОГДА не ставь вертикально при расстоянии меньше 100 метров от побережья или какого-либо твердого объекта. Никогда не прыгай вблизи берега или других твердых объектов и не стой на пляже с поднятым над головой кайтом. Эта небрежность убила и покалечила многих райдеров. Если ветер неравномерен из-за прибрежных объектов или место для запуска узкое и затрудняет запуск, поищи более безопасное место. Если тебя потащило, будь готов мгновенно ПОЛНОСТЬЮ разгрузить кайт а в идеале не допускать таких ситуаций. ИЗБЕГАЙ ОПАСНОСТИ — ЭТО КЛЮЧ К УСПЕШНОМУ ПРОГРЕССУ. Избегай нагретых областей, так как может произойти подъем кайта в термальном потоке. Запускай кайт в приемлемой части окна, чтобы избежать резких и сильных сносов по ветру. Убедись, что в буферной зоне нет посторонних.

3. УХОДИ С БЕРЕГА И ОСТАВАЙСЯ ТАМ.
Сразу после запуска БЕЗ ЗАДЕРЖКИ уходи от берега не меньше чем на 100 метров. Оставайся на расстоянии 100 метров, пока не придет время возвращаться. При сильных волнах в месте, где ты должен встать на доску учитывай, что тебя может затащить на волнорезы. Отрывайся на открытой воде и помни что опасность для райдеров концентрируется рядом с берегом, где располагается много жестких объектов.

4. СОБЛЮДАЙ ПРАВО ПУТИ.
Соблюдай правила пути относительно присутствующих на воде людей. ЕСЛИ СОМНЕВАЕШЬСЯ — ОСТАНОВИСЬ. Кайтеры не должны прыгать в буферной зоне в 60 метров (две длинны строп) от других и объектов ниже по ветру. Всегда следи за своими стропами , разрывы и спутывания с чужими стропами, смертельно опасны.

5. СТАВИТЬ СТРАХОВОЧНЫЙ РЕМЕНЬ НА ДОСКУ ОПАСЕНО!

Все кайтбордеры должны отработать навык возвращения к доске после падения. Использование лишей для крепления доски опасно и нежелательно из-за опасности получить удар доской при падении. Травмы происходили с лишами удвойной длины и с телескопическими лишами. Ношение шлема и противоударного жилета рекомендуется, но не будет адекватной защитой от удара доской, поскольку доска могут сильно ударить в любую часть тела и даже может пробить шлем. Если есть риск что потерянная доска ударит в прибое купальщика — найди другое место для запуска.

6. НЕ ПОЗВОЛЯЙ СЕБЯ ПОДНЯТЬ!
Неуправляемый подьем — одна из самых больших опасностей кайтборда. Избегай нестабильной погоды, держи кайт низко и уходи от берега без задержки — только так ты сможешь избежать этой опасности. Если, несмотря на все предосторожности, тебя потащило или поднимает вверх и у тебя есть время среагировать, моментально отстреливай (разгружай) кайт. Ты наверняка ослабеешь от шока, поэтому в уме повторяй как ты будешь немедленно разгружать кайт в подобных случаях. В идеале разгрузка должна производиться до того как тебя оторвало от земли, ели порывы не прекращаются — оставайся в воде подальше от твердых объектов. Ты можешь попасть в серию порывов за короткий промежуток времени, и тебя может оторвать второй и третий раз, по этому ДЕЙСТВУЙ незамедлительно! НЕ ДУМАЙ, что у тебя будет затишье между порывами, иногда будет, а иногда нет. Если тебя оторвало от земли, и ты отдаляешься от земли все выше и выше, сфокусируйся на контроле кайта осторожными движениями и избегай остановки кайта. Некоторые рекомендуют держать кайт над головой ПОСЛЕ отрыва от поверхности и пытаться мягко направлять его вперед, уменьшая опасность удариться. Другие райдеры говорят, что плавное движение кайта восьмерками после отрыва от земли помогает снизить скорость движения вперед. Необходимо понимать и планировать тот факт, что когда кайт в воздухе ТЫ МОЖЕШЬ БЫТЬ ОТОРВАН ОТ ЗЕМЛИ

Приземление кайта.
1. ИСПОЛЬЗУЙ АССИСТЕНТА ПРИ ПРИЗЕМЛЕНИИ И НЕМЕДЛЕННО ОТСТРЕЛИВАЙ КАЙТ ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ!
С осторожностью медленно приблизься к берегу. Держи кайт низко (в идеале — 3-6 метров от поверхности). Старайся избегать случайных прыжков когда приближаешься к побережью. Приготовься к приземлению с помощником на расстоянии не менее 100 метров от посторонних, электролиний, вертикальных поверхностей, и т.п. НИКОГДА не используй не-кайтеров для помощи с запуском или приземлением, так как использование зевак привело к многочисленным травмам. Используй взаимно понятные сигналы руками и голосом, чтобы увеличить безопасность запусков и приземлений. Несколько кайтеров погибло стоя и ожидая помощи при приземлении, когда налетали порывы ветра. ПРИ ЛЮБЫХ СОМНЕНИЯХ, РАЗГРУЖАЙ КАЙТ, даже если ты не на берегу. ВСЕ райдеры должны уметь разгружать свои кайты немедленно даже находясь в глубокой воде и быть готовы после этого плыть к берегу.

2. ПРАВИЛЬНО УБЕРИ СВОЕ СНАРЯЖЕНИЕ.
Правильно обездвижь (а лучше спусти переднюю кромку и сверни кайт), отсоедини и скрути стропы. Не позволяй кайту случайно взлететь. Кайт должен быть помещен в безопасную область на отдалении от зевак и движущихся транспортных средств.

Теория ветрового окна.

Несколько лет назад, когда я сам пытался учиться кататься на кайте, у меня не получалось стабильно поднимать кайт на земле. В одних случаях он взлетал, а потом тяга неожиданно пропадала, а кайт падал на землю. В других случаях тяга была очень сильна, так что приходилось скользить на пятой точке, пытаясь остановиться.

Дома на «болотах» можно было поднимать кайт с воды, купол сам находил правильное место для старта. Но оказавшись первый раз на море, мне пришлось поднимать кайт на пляже. Незнание теории ветрового окна стоило мне дорого. Неправильное положение при подъеме кайта привело к тому, что у нового кайта, который был куплен специально к поездке, взорвался передний баллон.

Про то, что кайт летает в ветровом окне, уверен, слышали многие. Давайте попробуем разобраться, что же это за теория и как она может нам помочь в катании на кайте.

Начиная заниматься с пилотажным кайтом мы ввели термины выше и ниже по ветру.

Кайт всегда летает ниже по ветру относительно райдера (того, кто им управляет). И эта область, где он летает, называется ветровым окном.

Вот одно из стандартных определений: Ветровое окно – поверхность воображаемой четверти сферы с радиусом, равным длине строп, которая ограничена горизонтальной плоскотью поверхности земли и плоскостью, перпендикулярной к направлению ветра, проходящими через центр сферы, где расположен райдер.

NB! Край ветрового окна — это не 90 градусов к направлению ветра. Кайт всегда летает ниже по ветру относительно райдера.

Это утверждение легко проверить используя пилотажный кайт. Даже в сильный ветер он не может летать сбоку от вас или над вами, кайт всегда чуть ниже по ветру. А если такое случается при очень сильном порывистом ветре и кайт резко выходит сильно на ветер, то после этого обычно следует падение купола.

Поэтому правильнее говорить не о четверть сферы, а о проекции на плоскость в виде сектора сферы.

Рассмотрим как и почему тяга и скорость перемещения купола меняются в зависимости от положения в ветровом окне.

Кайт тянет благодаря двум факторам:

  1. Площадь проекции ветра на купол. Чем ближе к центру ветрового окна купол находится, тем большая часть купола «ловит» ветер, а значит, тем большая тяга вырабатывается от давления ветра на поверхность кайта.
  1. Аэродинамические свойства купола. Чем выше аэродинамическое качество (термин взят из авиации, означающий соотношение длины пролета к потере высоты при планировании), тем выше подъемная сила крыла. Более аэродинамичные купола могут летать дальше от центра ветрового окна. Именно поэтому производители престижных брэндов кайтового оборудования проводят испытания своих куполов в аэродинамических трубах, «обдувая» кайты, подобно тому, как это делают авиапроизводители с новыми формами крыльев самолетов. Таким образом производители добиваются лучших летных характеристик, повышая тягу купола. Аэродинамические качества купола зависят от многих характеристик: форма, профиль, материал, толщина баллонов и т.д.

Итак, как далеко кайт может уходить на ветер из центра ветрового окна зависит от аэродинамических свойств купола и силы ветра. Но кайт никогда не может летать сбоку от райдера, он всегда чуть ниже по ветру!

Зоны ветрового окна

В ветровом окне общепринято различать несколько зон. Для удобства их обычно изображают разными цветами:

Зона максимальной тяги расположена прямо перед райдером в центре четверть-сферы (на рисунке она изображена красным и оранжевым цветом. В эту зону купол направляют для создания максимально возможной тяги, это, например, требуется для старта в экстремально слабый ветер или для эффектного даунлупа (фристайлового элемента высшей категории).

Зона средней тяги располагается следом за зоной максимальной тяги, на рисунке она изображена желтым и салатовым цветом. В этой зоне чаще всего купол находится в момент катания (движения райдера).

Нейтральная зона (край ветрового окна) проходит по границе четверть сферы. На картинке она изображена светло-зеленым и голубым цветом. Это зона может сильно изменяться в зависимости от силы ветра (чем слабее ветер, тем больше нейтральная зона). Эту зону используют для безопасного запуска/приземления купола, т.к. в ней кайт тянет меньше всего или вообще не создает тяги. Точку над головой райдера в нейтральной зоне принято называть «зенитом».

Но на мой взгляд такое подробное выделение зон не несет особой смысловой нагрузки. Вполне достаточно запомнить, что в центре кайт сильнее тянет и быстрее перемещается, а на краю ветрового окна тяга меньше и перемещение кайта медленнее.

Выводы:

  • Чтобы создать тягу кайтом, надо направить его в центр ветрового окна, и чем ближе к центру он пройдет (кайт не может остановиться в центре ветрового окна, он всегда движется на край), тем больше тяги. Но при этом вам потребуется управлять кайтом с опережением, т.к. кайт очень быстро перемещается.
  • Край ветрового окна проходит по дуге с радиусом равным длине строп, в любой точке этой дуги тяга кайта одинакова минимальна. Меняется только направление тяги. Поэтому безопасный подъем кайта с надувным каркасом производят по краю ветрового окна, где тяга минимальна и скорость перемещения купола наименьшая.
Системы координат ветрового окна

Для объяснения положения купола в ветровом окне при изучении новых технических элементов в кайтбординге принято использовать две системы координат, привязанных к области, где летает кайт.

Ветровое окно делят по принципу циферблата часов, описывая положение кайта, используя значения с 9-и до 3-х часов:

Также ветровое окно часто делят на градусы – от 0 до 90:

Развеем мифы
NB! Распространенное заблуждение, что в положении кайта на 12 часов («в зените») тяга кайта минимальна. Как следует из теории ветрового окна, тяга кайта минимальна по всему краю ветрового окна.

Положение кайта на 12 часов удобно тем, что кайт тянет вверх и его тягу удобно компенсировать собственным весом, отходя назад (на ветер). Но также из этого положения кайт нередко может падать при изменении силы ветра, когда быстро меняются границы ветрового окна, а купол как бы «залетает за голову», ведь по определению кайт может летать только ниже по ветру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Последние новости

  • Кайт сафари в АнапеКайт сафари в Анапе    Кайт сафари в Анапе В настоящее время кайтсерфинг стремительно завоёвывает мир, становясь, пожалуй, одним […]
  • Тренировочный кайтТренировочный кайт    Тренировачный кайт, пилотажка Это что-то новенькое — тренировочный кайт! И что же это за «зверь» такой? Для […]
  • Доска для серфингаДоска для серфинга    Доска для серфинга Какие бывают доски? В чем отличия? Как выбрать? Для чего нужны? В этой статье постараемся разобраться […]
  • Если вы мечтаете о кайтингеЕсли вы мечтаете о кайтинге Если вы мечтаете о кайтинге Бронировать специальные кайт-лагеря в любом экзотическом уголке […]
  • Кайтсёрфинг обучение в АнапеКайтсёрфинг обучение в Анапе Кайтсёрфинг в Анапе, Витязево, ст. Благовещенской. Если Вы решили научиться кайтсёрфингу в Анапе, Витязево или в […]